Искать в блоге

понедельник, 15 декабря 2014 г.

Нужно ли есть кашу?

Добрый день!

В последнее время мне постоянно приходят вопросы про каши. Насколько они полезны? Почему их то рекомендуют как средство для похудения, то строго запрещают? 

Нужно ли есть кашу?
В детстве нам внушали, что каши - лучший завтрак. Я помню, как мы в детстве с подружкой взяли у ее мамы журнал для дам. Время было самое что ни на есть советское, и журнал был соответствующего содержания. Очень правильный, одним словом, был журнал. Там было множество информации о гимнастике и правильном питании. Страницы пестрели черно-белыми рисунками стройных гимнасток, делающих зарядку.

Кроме этого там черным по желтому (отразилось качество бумаги) было написано: лучший завтрак красоты - овсянка на воде с яблоками. Как сейчас помню ее вкус! Хоть мне и было всего 12 лет, но уже тогда женское начало взяло верх, и мне хотелось быть самой красивой. И я давилась этим секретом красоты неделю-две. На большее меня не хватило...
Овсянка и гимнастика - путь к красоте! (?)

Вообще с овсянкой лично у меня не сложилось. Прямо с самого детства. Я настолько ее терпеть не могла, что уже в детском саду моей маме пришлось попросить воспитателей давать мне на завтрак что-то другое. И это был не просто каприз! Если в меня кто-то пытался запихнуть больше двух ложек этой чудо-каши, у меня начиналась рвота. Я и до сих пор не могу себя пересилить и доесть овсянку за своими детьми.

Да, еду выбрасывать нехорошо. Как говорит моя мудрая дочь "Выброшенная еда - это выброшенные деньги". Но природная жадность тут бессильна. Кашу я есть не могу и не буду ни под каким предлогом.

Не смотря на все вышесказанное, признаю, что каша в принципе - полезный продукт. Не зря же я ей кормлю своих детей почти каждое утро! И моя личная к ней неприязнь НЕ имеет отношения к моим дальнейшим рекомендациям. Они будут основаны только на научных фактах.

Итак, нужно ли есть кашу?


Могу сказать к счастью всех, кто, как и я, терпеть ее не может. Нет, кашу есть вовсе не обязательно! Есть множество куда более полезных продуктов. Например, овощи и фрукты с орехами.

Откуда же тогда взялась идея о незаменимости каши?

Корни уходят в далекое и голодное прошлое. В старину людям нужно было кушать сытно и дешево. Поэтому исторически во всех странах европейской части планеты люди ели кашу. Дешево и сердито.

В принципе, каша - полезный продукт. Тут мы НЕ берем в расчет кашу из белого риса и из манки, потому что в них почти нет полезных веществ. Рисовая и манная крупа практически бесполезны. В них - одни голые килокалории. Поэтому под полезной кашей я подразумеваю овсянку, гречку, пшенную, кукурузную и другие из нешлифованного зерна.

В каше много клетчатки, витаминов, минералов и белка. Особенно полезна овсянка.

Но... Дорогие читатели, кто из вас ест просто кашу? Вот кто сварил кашу на воде, подсолил и съел в ЧИСТОМ виде?  Возьму смелость предположить, что почти никто. Большинство людей едят кашу с хорошей порцией масла и сахара, а варят ее в основном на молоке.

Вы уже в курсе, что я отрицательно отношусь к молочной продукции. Поэтому большинству людей, которые ко мне обращаются, я советую убрать из рациона молоко. И тут же у большинства возникает вопрос - а как же моя каша? Ведь без молока она станет невкусной! А если еще и сахар надо ограничить, то каша стремительно превращается из любимицы утра в бяку. 

Тут я прихожу людям на помощь и предлагаю множество вариантов "украшения": фрукты, орехи, семечки, растительное масло... Из этого я делаю вывод: все любят не кашу, а молоко с сахаром и маслом.

Так. Со вкусом мы разобрались. Идем дальше.

Почему кашу не рекомендуют при похудении? 

Каша (любая) - это быстрые углеводы. Какая бы она ни была цельнозерновая, необработанная и со всей клетчаткой, она чрезвычайно быстро усваивается организмом. И не менее быстро поднимает сахар в крови. Именно поэтому она должна быть исключена из рациона диабетиков. 

Как-то в рамках моего обучения диетологии мы проводили эксперименты с продуктами питания - как они действуют на уровень сахара в крови. (Кто не в курсе - сахар в крови лучше всего держать стабильным, без скачков). Мы поводили опыты на себе, любимых, когда мы ели и пили различные продукты, занимались физическими упражнениями и спали. И постоянно измеряли свой сахар в крови. Результаты впечатлили!

Все рассказывать сейчас не стану, скажу только про эксперимент с кашей. После завтрака полезной кашей БЕЗ сахара и молока (в молоке тоже куча сахара, только молочного!) сахар в крови даже абсолютно здоровых людей прыгнул вверх. Даже не смотря на то, что в кашу мы добавляли множество орехов и семечек вместе с растительным маслом, которые призваны уравновесить скачок сахара в крови.  Все эти жиры нас не спасли. Могу себе представить, что происходит с уровнем сахара в крови человека, который съел классический вариант "каша на молоке с сахаром"!

К чему я вам рассказываю про кашу и сахар в крови? Во-первых, скачки сахара в крови вредны, т.к. нарушают множество процессов в организме. В том числе и гормональный баланс. И такие скачки могут вызвать усталость и раздражительность. Может поэтому многие люди на диете не отличаются хорошим настроением?

Во-вторых, каша очень быстро проходит по пищеводу и усваивается. А значит вы быстро проголодаетесь. Конечно, все мы разные, и есть исключения, которые скажут, что они на каше целый день могут проходить, как на батарейках "Энерджайзер". Но основная масса людей наверняка сталкивалась с тем, что после завтрака одной кашей уже часа через 2-3 хотелось перекусить. В итоге человек переедает.

Именно по этим двум причинам каши и диеты - вещи несовместимые. 

А что же делать тем, кому худеть не надо? Есть им каши или нет?

Тут однозначного ответа на вопрос нет. 

Хотите - ешьте. Не хотите - не ешьте. Давиться ей точно не нужно!
Но уж если вы выбрали первый вариант, то позаботьтесь о том, чтобы каша была сдобрена хорошей порцией жиров хорошего качества. И варите ее не на молоке, а на воде. Еще лучше, если в дополнение к каше у вас будут фрукты. А еще лучше - ягоды (они отлично стабилизируют сахар в крови). Если вы заядлый сладкоежка, то замените поначалу сахар на мед (добавлять его нужно в уже приготовленную кашу!). А со временем попробуйте убрать и его. Поверьте, ваше тело НЕ обрадуется такому изобилию быстрых углеводов в одном приеме пищи.

Рецепт правильной каши можно посмотреть здесь.

Вот, пожалуй, и все на сегодня. Надеюсь, мне удалось прояснить вопрос с кашами, и вы больше не будете терзаться сомнениями, читая противоречивую информацию в интернете.

Доброго вам здоровья!

Дорогие мои! Спасибо, что читаете. Я безвозмездно делюсь с вами ценной информацией, и буду очень благодарна, если вы поделитесь этой статьей в своих соц.сетях или оставите комментарий.
P.S. Если Вам нужна индивидуальная консультация — обращайтесь! Подробности — тут.
Понравилась статья? Чтобы не потерять блог из виду, подпишитесь на новости! Это можно сделать в правом верхнем углу или став членом моих групп  ВКонтакте или на Facebook (ссылки также в правом столбце). 



3 комментария:

Анонимный комментирует...

А вот диетолог и и всякие фитнес-гуру говорят, что белок замедляет процесс гликолиза, вызванный углеводами, и советуют есть углеводы вкупе с белками. Например, я ем утром ненавидимую вами овсянку с капелькой горчичного масла (холодного отжима), двумя капельками соевого соуса и сваренным вкрутую яйцом (желток по уму надо выбрасывать, но у меня рука не поднимается:)). Получается очень вкусная каша. Это как, по-вашему, нормальный завтрак для девушки, которая намерена скинуть 3-5 кило, для этого считает калории и 6 раз в неделю занимается в спортзале?

Unknown комментирует...

Скорее всего такие советы дают те, кто до смерти боится жиров. Моя школа диетологии советует есть больше жиров и меньше белка - по сравнению с общепринятым современным рационом. Не то чтобы совсем меньше, но белка и жиров должно быть одинаковое количество. Белок (любой) сложно усваивается. А его непереваренные остатки вредят организму.
Лично я считаю, что если вы занимаетесь 6 раз в неделю, то вы и без диеты прекрасно похудеете. Другой вопрос - если Вы хотите скинуть то, что лишним НЕ является, а просто гонитесь за модой. Я за натуральность пищи, и не считаю, что богатую белком овсянку надо сдабривать яичным белком. А вообще - это нормальный завтрак. Белки я бы заменила орехами.

Анастасия комментирует...

Екатерина, я ем кашу просто так, без всего..То есть добавляю банан и орехи или яблоко с корицей просто чтобы повеселее, но могу и так, после тарелки овсянки в животе аж разливается тепло. При этом я тренируюсь 5 раз в неделю, и честно считаю, что не смогу похудеть на одних тренировках. Жесткие тренировки не перетренят плохую диету! И сложно поверить, что жиров должно быть больше, чем белков, это вооббще из области фантастики, процесс жиросжигания тогда пойдет каким образом? КАк это научно объяснить?