Искать в блоге

понедельник, 4 августа 2014 г.

Питье для детей: что, сколько и как?

Питье для детей - как правильно?
Добрый вечер!

В продолжение вчерашней темы про то, как и когда пить воду, пишу сегодняшний пост про питье для детей. Увидела сегодня комментарий с таким вопросом, и подумала, что это очень   актуально. А особенно сейчас, когда на дворе лето.

Даже в нашей холодной скандинавской стране так тепло этим летом, что по вечерам я работаю во дворе своего дома на свежем воздухе. Вот как это выглядит:

Как видите, все по правилам из вчерашнего поста: БОЛЬШАЯ ЧАШКА травяного чая рядом с компьютером. И вместо печенюшек и мармеладок тарелка моей любимой черешни. Она в Дании в этом году особенно удалась благодаря погоде. Даже открою Вам тайну: эта черешня на самом деле мой сегодняшний ужин вместе с горсткой грецких орешков. Потому что, во-первых, есть не хотелось. А во-вторых мы с моим младшим сыном сегодня вечером одни. Наш папа и старшая дочь уехали в лодочный поход. Сын пока маловат для таких вылазок. Поэтому мы с ним остались дома. Вот мне и выпала возможность прислушаться к своему организму и поесть вместо ужина фруктов, а не есть традиционную вечернюю трапезу по правилам разделения тарелки:-). Ведь когда мы все вместе собираемся за столом по вечерам, то еда нас объединяет. А когда мы с малышом одни, то можно пожить по-холостяцки.

Кстати, вы не поверите, но я сегодня сделала то, чего никогда не делаю. А именно - взвесила черешню и проверила ее калорийность по своей таблице. Вышло всего 300 грамм и 175 ккал. Но! У меня возник вопрос: калорийность фруктов и ягод указывается из расчета веса С косточкой, или Без нее? Надо будет покопаться и узнать.

Итак, к сегодняшней теме.

Начнем с вопроса про то, сколько детям нужно пить.

Честно признаюсь, что из этого я знаю только одно: чем больше, тем лучше

Вообще-то, точной информации на эту тему нет. Просто всем известно, что вода - это жизнь. И ее нужно много. Организм обычно сам нам говорит, когда ему хватит пить. А уж детям он об этом говорит НАМНОГО лучше, чем нам - взрослым. Конечно, при условии, что они еще не испорчены родителями и цивилизацией. Впрочем, как и в случае с детской едой. Ищите всегда причину в родителях (себе).

Опять же, все дети разные. 
Например, я сегодня долго не могла приступить к долгожданному написанию этого поста, потому что мой сын просто уморил меня своими просьбами о воде. Я, наивная, уложила его спать в 19:30 с надеждой переделать быстренько всю оставшуюся домашнюю работу, а затем усесться на терассе за компьютером. Но! Не тут то было! Малыш постоянно просил пить. Освободил он меня только в 20:30! Причем, если бы он не пил, а просто валял дурака, то я бы прекратила туда ходить. Но каждый раз он выпивал по добрых пол-стакана воды... И у нас действительно жарко...
Вода - самый лучший напиток!
Он вообще у нас  - водохлеб (весь в маму). Зато его старшей сестре надо чуть ли не золотые горы обещать , чтобы она попила обычной воды, а не сока или компота. Каждый раз, когда я ее спрашиваю: "Что ты будешь пить?", она так застенчиво спрашивает в ответ: "А что у нас есть?", подразумевая "что мне можно"... Бедный ребенок, замученный мамой диетологом:-). Правда, появления брата-водохлеба в нашей семье повлияло на количество выпиваемой ей воды значительно! Ведь как же так! "Он вот пьет эту обычную воду, ему, похоже, даже нравится, и его за это еще все хвалят - не нахвалятся! Надо бы и мне!" Примерно так я представляю этот образ ее мышления.

Почему же такая разница между родными братом и сестрой?
Ответ прост: В РОДИТЕЛЬСКОМ ПОВЕДЕНИИ


Когда родилась наша старшая дочь я была довольно далека от здорового питания. 
Т.е. я , кончено, знала примерно, что и как. Но на уровне обывателя. Поэтому, когда ей исполнилось 6 месяцев, я активно начала следовать инструкциям всех знакомых мне источников по детскому питанию (дАтское здравоохранение, журналы для родителей из России и Дании и т.п.). А именно - я начала поить ее фруктовыми соками! Правда, первые месяцы я разбавляла сок водой, потому что она категорически пить его не хотела. А я, начитавшись журналов и насмотревшись рекламы детского питания, недоумевала - почему ей все это не нравится? Ведь фрукты и соки - это полезно. Я очень озаботилась введением соков в ее рацион. Хотя она прекрасно обходилась моим молоком (до 10 месяцев) и водой. 

Кроме этого я совершила другую ошибку: после окончания кормления грудью я попыталась приучить ее к обычному молоку и к детской смеси. Не то, чтобы у меня не было молока. но она как-то потеряла интерес к процессу кормления грудью, и я решила пойти ей навстречу. Но вот тут тоже было все не просто (как я ТЕПЕРЬ понимаю - к счастью:-). Она не хотела пить обычное молоко, а уж смесь просто вообще только раз пригубила... Я (глупая) переживала опять: "Как так - БЕЗ МОЛОКА? А кальций?"  Благо, я познакомилась вовремя с девушкой, которая была диетологом со всеми теми знаниями, что есть теперь у меня. Я ее спросила озабоченно: "Как приучить ребенка к молоку?" И она меня успокоила, что не пьет молоко, и не надо. Мол, нет там ничего такого особенного. Она меня удивила, но объяснила все доходчиво.

Но! Этот разговор состоялся, когда Маше было уже 3 года! Поэтому поезд уже (в смысле воды) ушел. Моя дочь благодаря мои стараниям привыкла пить только сладкие напитки. Поэтому вода и казалась ей скучной... Хорошо, что моих тогдашних знаний хватило на то, чтобы не давать ей газировку, а уж про колу - так и вообще иногда приходилось становится персоной нон грата, заявляя на различных торжествах и празднованиях, что моей дочери колу не предлагать, а если спросит - на давать и дать фанту. Та же гадость, но хоть без кофеина.

Что касается моего младшего сына, то я забеременела, уже будучи студенткой моей школы диетологии. В процессе беременности мне удалось прослушать почти годовалый курс. Поэтому я уже в день его рождения все знала и про воду, и про молочные смеси, и про соки. Поэтому грудью я его кормила до года, а допаивала - обычной водой. Результат - Вы читали выше. Он вообще не признает никаких напитков, кроме воды и молока. Тут уж судьба сыграла со мной злую шутку. Он просто обожает молоко! И приходится ему его давать. Пока, благо, проявлений аллергии у него не было, поэтому я ему разрешаю иногда пить молоко. Если ему дать сок или компот, он нагло заявляет по-русски: "Фу!"...

Я надеюсь, что моя история наглядно показывает, что и как лучше делать с новорожденными детьми, чтобы приучить их к обычной воде.

А вот несколько рекомендаций, ЧТО именно лучше пить.

  • Обычная вода (конечно!)
  • Можно компот, но лучше домашний - без добавок и жуткого количества сахара
  • Фруктовый или овощной сок (или смесь) - лучше не более стакана в день (на ребенка от года) БЕЗ добавления сахара (внимательно изучайте состав на упаковке, если сок покупной!).
  • Травяные чаи (зеленый и черный - не нужно! В них кофеин)
  • Молоко жирностью 3,5 - 4 % (иначе белок из него не усвоится). И лучше, если после 3 лет молоко постепенно исчезнет совсем. Почему? Об этом я уже писала здесь.
  • Смузи - лучше не чаще 1-2 раз в неделю и не более 200 мл (на ребенка от года). При этом надо понимать, что для маленького человечка такая порция смузи - это еда. И по калорийности, и по сытности.
  • Кефир и нежирные питьевые йогурты БЕЗ сахара (не удивляйтесь - но мои дети, почему-то любят их именно БЕЗ сахара! Так что, думаю, они не одни такие

Что пить нежелательно?

  • Фруктовый сок детям до года (вообще)
  • Газированные напитки - ОСОБЕННО с сахарозаменителями (варианты лайт)
  • Кола и Пепси - под строжайшим запретом из-за кофеина в них
  • Черный и зеленый чай (даже слабый) - обезвоживают организм
  • Кофе (раньше даже не написала бы об этом, думая, что это и так ПОНЯТНО... Но недавно была в гостях, где ребенка 1,5 лет поили кофе с сахаром! Мол, "кофе же растворимый, а дочь его так любит! Там и кофеина то, наверное, нет" - без комментариев...)
  • Питьевые сладкие йогурты
  • Подумала и добавила: (на всякий случай) - энергетические напитки. Ведь никгода не знаешь, что знают другие люди...
И напоследок, мое (или не мое:-) ноу-хау: как приучить уже испорченного сладкими напитками ребенка пить воду?

Положите в прозрачный стакан с водой какие-нибудь красивые овощи-фрукты. Например, огурец, лайм, морковку, яблоко, ягоды. Именно так моя дочь потихоньку начала пить воду.

А как приучить НЕ пить газировку?

Просто. Если ребенок еще не совсем великовозрастный, то постараться объяснить, что от газировки можно заболеть, а потом просто запретить. Перестать ее покупать: и домой, и отказаться от нее в ресторанах. У нас, например, есть такое правило для дочери: если в гостях все пьют фанту, то ей тоже можно, но максимум 2 банки по 330 мл за праздник. Если же там кроме колы ничего нет, то мы выбираем что-то другое. (Про колу ей был поведано множество страшилок с картинками из интрентеа про чистку колой сантехники).

Если возраст ребенка уже зашкаливает, то просто объясните все как есть. Может он сам захочет отказаться от газировки? Дети ведь разумные существа!

А что пьют ваши дети? И много ли?

Доброго вам здоровья!

Дорогие мои! Спасибо, что читаете. Я безвозмездно делюсь с вами ценной информацией, и буду очень благодарна, если вы поделитесь этой статьей в своих соц.сетях или оставите комментарий.
P.S. Если Вам нужна индивидуальная консультация — обращайтесь! Подробности — тут.
Понравилась статья? Чтобы не потерять блог из виду, подпишитесь на новости! Это можно сделать в правом верхнем углу или став членом моих групп  ВКонтакте или на Facebook (ссылки также в правом столбце). 

Комментариев нет: