Искать в блоге

понедельник, 20 апреля 2015 г.

Мой опыт: лечебное голодание

Всем добрый день!

Суп мисо с петрушкой для лечебного голодания
Вчера я вернулась с ретрита по лечебному очистительному голоданию, который длился 3 дня на месте ретрита, а потом продолжился по моей доброй воле еще на сутки. Итого, без еды я провела ровно 4 суток.

Спешу поделиться с вами впечатлениями.


Начну с того, что это мой первый опыт лечебного голодания. Если, конечно, не считать одного почти полного дня без еды в подростковом возрасте. Тогда я хотела таким образом похудеть. Но хватило меня только до вечера - потом мне стало плохо, и эксперимент завершился.

А! Забыла еще один раз. 

Дело было перед моей свадьбой. К тому времени я находилась в Дании 1,5 месяца, и успела разъесться так, что когда моя мама приехала на свадьбу за неделю до торжества, то первое, что она сказала было : "Так. Невеста в платье не залезет." 

Свадьба была в мае, а платье я купила в феврале, еще находясь в России. Причем платье было дорогое и купленное на свои, кровно заработанные. Поэтому о том, чтобы пойти и купить новое, не было и речи. Было решено худеть. 

Т.к. устоять перед датскими вкусными продуктами было все еще сложно, то я планировала за день до свадьбы "просто" поголодать на соках... магазинных из пакета (где полно сахара!). О ужас! Если бы я тогда знала, что это отвратительная затея. Но тогда у меня не было образования диетолога, и я послушалась маму. Неудивительно, что уже к обеду я вся практически позеленела. И голодание было решено прекратить.

В платье меня затягивали всей будущей семьей. В итоге, в церкви оно выстояло службу, и даже выдержало фото-сессию, но вот на званом обеде оно все-таки лопнуло сзади на спине... Хорошо, что кроме замка еще была шнуровка. Производители свадебных платьев - умные люди. Знают, что иногда невесты меняются в размерах.

Так вот, вернемся к голоданию. Кратко о том, как оно работает  и зачем нужно:


Когда мы голодаем, то голодаем не мы одни, а еще и вся наша микрофлора, т.е. всё "население" желудочно-кишечного тракта, включая и хорошие бифидобактреии, и вражеские - другие бактерии, грибки, паразиты. 

И опять суп мисо...
Поэтому смысл голодания не в похудении, а в том чтобы избавиться от как можно большего
количества вредных микроорганизмов простейшим путем. Именно их гибелью обусловлены такие реакции как головные боли, слабость. Ведь идет сильнейшая детоксикация остатками этих микроорганизмов. 

Основная их часть живет в толстой кишке. Именно поэтому во время или после голодания часто рекомендуют промывание кишечника разными способами (клизма, гидроколонотерапия разной интенсивности). Такие меры помогают как можно быстрее вывести токсины из организма, что, в свою очередь, снижает болезненные симптомы.

В идеале после очистительного голодания в организме должно остаться намного меньше вредоносных микроорганизмов. Но мы не можем "убить" только их. Наши бифидобактерии также погибают. Именно поэтому ОЧЕНЬ важно чем питаться в дни после голодания. Рацион надо подобрать так, чтобы кормить нужную нам микрофлору, и заставлять голодать вредоносную.

Тема эта ОЧЕНЬ обширна. На эту тему я планирую написать несколько постов:

  1. Как работает голодание и зачем оно нужно?
  2. Какие виды лечебного/очистительного голодания существуют?
  3. Как правильно войти в голодание?
  4. Как правильно проводить лечебное голодание самим, в домашних условиях?
  5. Как правильно выйти из голодания, и почему нельзя есть сразу все что под руку попадется?
  6. Фитнес-инструктор против нутрициологии (моя профессия) - опасно ли голодание? Ведь многие тренеры просто запрещают своим подопечным голодание и грозят им кучей неприятностей. Кому верить?

В этом же посте я хочу описать свой личный опыт. Он получился более чем богатым!


Место ретрита
Началось все с того, что нужно было подготовиться. А именно - за неделю до ретрита нужно было исключить многие группы продуктов из рациона определенном порядке, начиная с малого: алкоголь, сахар, кофе. С этим не было бы проблем, если бы не одно "но": за 3 дня до ретрита, когда уже положено питаться чуть ли не одной травой, у моего мужа случился юбилей - 40 лет. Эту дату в Дании принято отмечать так же размашисто, как и 50 лет в России. 

К нам пришли 25 гостей, и всю еду готовила я. Поэтому тут, хочешь не хочешь, но нужно было пробовать то, что я готовила. И торт в том числе.

Причем торт был самый обыкновенный: с глютеном, сахаром и  сливочным маслом. Потому, что гости вовсе не обязаны "страдать" и есть мои здоровые варианты без вышеперечисленных ингредиентов. Для них также были заботливо куплены и чипсы, и кола, и пиво с вином. Иначе молва бы разошлась по всей округе...

Признаюсь честно, что я не такой силы воли человек, чтобы гордо весь вечер пить воду. В итоге, гуляли мы до 4 утра. Праздник удался на славу. Если бы не одно маленькое "но":

через 2 дня мне предстоял ретрит.

К счастью, похмелья не было. И в воскресенье я мужественно не стала допивать остатки открытого дорогого вина за ужином, но кусочек торта все же съела.

Итак, за день до ретрита, в понедельник, я опять исключила всё мясное и мучное со спиртным и сладким. Поужинала в 6 вечера салатом и... с этого момента начался отсчет.

День первый, вторник:


Ехать на ретрит надо было аж за 350 км. Я продержалась на свежевыжатом соке и воде до самого обеда без проблем. Усталости не было, не смотря на то, что я встала в 5 утра и проехала долгий путь за рулем по пробкам (датчане ездят на работу очень рано утром, поэтому пробка закончилась только под конец пути).

К моему удивлению в 13-00 был обед: можно было выбрать 150 мл овощного бульона или 150 мл свежевыжатого сока.
Шведский стол на обеде
Бульон можно было разбавить пастой мисо (соевая паста). Она богата белком. Кроме этого, разрешено было даже посыпать такой суп или сок петрушкой и отварными семенами пажитника (они помогают в очищении печени).

Из приправ были чеснок, лимон, корень имбиря, соевый соус без глютена.
Все эти ингредиенты, за исключением соуса, также стимулируют очищение организма.

Я выбрала "суп" со всем, чем можно. Хотелось заполнить чем-то желудок.

После обеда полагалось прогуляться до моря. Благо оно было недалеко. 
После прогулки я свалилась как убитая, спать. Правда, всего на 30 минут, потому что меня ждали занятия по диетологии.

В 18-00 опять была "еда". Всё из того же списка. В эти дни выбор был абсолютно одинаковым, за исключением завтрака. Утром был более богатый выбор соков: свекла, морковь, яблоко, ананас, манго, сельдерей, фенхель. В обед и на ужин ананасовый сок и сок манго убирали.

К слову, голодание не всем разрешено. Половина из нашей группы не голодала. Они питались по правилам детокс-диеты: разные овощи, немного киноа и много-много приправ, стимулирующих очищение организма. Это более щадящий режим. О том, кому можно и нельзя голодать, будет отдельный пост.

Питались обе группы все вместе. И даже иногда сидели за одним столом. Кто-то из голодающих по-настоящему не мог смотреть на жующих людей. Мне же было абсолютно все равно. Я спокойно ела свой "суп". 

Свекольный и морковный сок с имбирем
Даже странно, но за все первые 3 дня голода я не почувствовала совсем. И мне было действительно легко отказаться от еды. Несмотря на то, что я могла в любой момент переметнуться в соседний "лагерь" на детокс-диете. Так, одной девушке пришлось поменять планы, потому что у нее пошла очень сильная реакция на очищение организма (сильная тошнота, головокружение, полный упадок сил, мигрени), и ей пришлось начать есть. 

Да, надо заметить, что реакция у всех была разной. Кого-то просто тошнило, кого-то даже рвало, а одна девушка 2 дня еле передвигала ноги от усталости. Кто-то же испытал необычайный прилив сил. Такой, что даже не мог спать ночью!

У большиства же была реакция, схожая с моей: усталость и головная боль.

День 2, среда:


На "суп" смотреть расхотелось совсем. Я перешла на соки. Свекла, морковь и яблоко с петрушкой и имбирем.

Утром были 1,5 часа йоги. Это была не обычная йога, а в щадящем режиме. Сначала надо было выполнять упражнения стоя. Пока мы это делали, я все время думала, что больше не могу стоять и мне надо срочно лечь - такая слабость на меня накатила, что трудно передать.

После "обеда" у меня разболелись почки. Это еще одно последствия очищения. Головная боль начала проходить, но все еще держалась. 

Вечером, как ни странно, спать не хотелось, несмотря на 2 длительные прогулки к морю и ранний подъем. Голод так и не пришел. А наступило какое-то странное успокоение. Не умиротворение, а именно успокоение. Оно и сейчас пребывает со мной.

День 3, четверг:


Т.к. я прибыла на ретрит в среду вместо понедельника (надо было работать), то все кругом с утра уже начали вводить в рацион разные продукты и их тестировать. Потому, что они к этому времени отголодали уже 4 дня. Для меня же это был всего 3-й день, и мне предстояло новое испытание: продолжить не в парниковых условиях, а в реальной жизни. Мне предстояло проехать 200 км и потом помогать своей подруге паковать и перевозить вещи на новую квартиру. 

Скажу честно, когда я с ней заранее договорилась, то даже себе представить не могла - на что я подписываюсь. Это была, мягко говоря, глупая идея, потому что сил не было никаких.

Голода все еще тоже не было, и я спокойно смотрела, как уже ВСЯ группа ест разные продукты. Я же мужественно налила себе сока в дорогу.

Выбор очищающего чая впечатлял...
Когда я села за руль и проехала первые 50 км, то... пришел голод. Не такой уж нестерпимый, но тело как будто вспомнило, что жизнь бурлит и требует энергии. Головная боль почти улеглась, но весь день я боролась с чувством голода. На ужин был заранее припасенный "суп" с ретрита, от которого уже просто тошнило. 

Плюс добавились новые соблазны: забитый продуктами холодильник подруги и ВКУСНО пахнущая еда. Она с аппетитом уплетала хлебцы с ароматным зеленым песто... Пришлось срочно пить чай.

Кстати, о чае. Во время голодания нельзя пить ни зеленый, ни черный чай. У нас на выбор было множество травяных чаев, которые тоже стимулируют очищение организма и активируют борьбу с вирусами бактериями. Об этом тоже обещаю отдельный пост. Мне очень помог от болей в почках чай из золотарника

День 4, суббота:


Голод как-то притупился, и я стала предвкушать ужин, когда я уже вполне законно могла съесть 1 яйцо в всмятку. Почему яйцо?

Дело в том, что как раз после голодания очень удобно тестировать пищевые аллергии и расстройства, которые вызваны теми или иными продуктами питания. Потому что организм в это время ОЧЕНЬ чувствителен ко всему, что в него попадает. 

Закупаю продукты для выхода из голодания
Поэтому, если вы всю жизнь ели спокойно молочные продукты, и вас ВРОДЕ бы (?) ничего не беспокоило, но при этом вы страдали какими-то недугами, то вот он - ваш шанс узнать правду о молоке. Попробуйте молочное сразу после голодания, и вы по реакции поймете, переносите вы его, или нет. Как правильно это сделать, я тоже вскоре расскажу в отдельном посте.

Так вот, я решила для начала протестировать яйца. Не секрет, что многие люди их не
переносят. Но мне повезло: реакция была нулевая. Так что теперь  я спокойно могу есть яйца в разумном количестве.

Днем я заехала в магазин за продуктами для выхода из очищения. Ведь рацион в первое время должен быть основан именно на тех продуктах, которые были во время голодания. Благо, список овощей, из которых варили бульон, был обширный:

  • лук
  • лук-порей
  • брокколи
  • цветная капуста
  • свекла
  • фенхель
  • стебли сельдерея
  • морковь
  • тыква
  • корень пастернака
Плюс сюда можно было добавить яблоко, имбирь, чеснок и петрушку с лимоном.

Вечером я была просто счастлива съесть яйцо всмятку вместе с бульоном из брокколи, моркови и лука.

День 5 (первый день с едой), воскресенье:


Первый прием твердой пищи: долгожданное яйцо
Утром был свежевыжатый сок из свеклы, моркови, яблока и корня имбиря и 50 грамм творога. Оказалось, что я не очень хорошо переношу творог. Ну и да ладно. Я его не очень то и люблю.

На обед опять было яйцо но уже с овощами. В этот раз тестировался красный перец. Он относится к семейству паслёновых, а такие продукты часто вызывают скрытые и явные аллергии. Тест опять прошел на ура - никаких реакций.

Вечером был "зеленый" суп из брокколи. Я не удержалась и, не смотря на планы всю неделю не есть мясного и мучного, доела за сыном кусок ароматного черного хлеба с маслом. Реакции опять же не было! Я очень рада, что у меня такой сильный организм, который переносит даже глютен (белок зерновых).

В этот день голод был просто нестерпимый, особенно после обеда. Как будто мое тело вспомнило, что есть ВКУСНАЯ еда. В итоге я перекусила 1 раз горстью грецких орехов и 1 раз половинкой маленького авокадо.

Вообще, я заметила, что мне ОЧЕНЬ не хватало жиров во время голодания. Кожа высохла очень сильно. И сейчас тянет именно на жиры: масло всех видов, орехи, жирная рыба, авокадо...

Итоги


Обед, тестирую болгарский перец
Вес: минус 3 кг и много см и там, и здесь. Основные см ушли с талии (аж 4 см!), где откладывается самый вредный жир. Причем вес даже через 1,5 суток после еды остался прежним. Ведь когда мы опять начинаем есть, то кишечник опять заполняется, поэтому может быть небольшой набор веса. У меня его пока нет.

Настроение: появилось явно новое ощущение жизни. Более спокойное, доброжелательное  и оптимистичное, плюс уверенность в себе и в своих силах.

Самочувствие: отличное! Легкость. Головные и другие боли, появившиеся во время ретрита, прошли напрочь.

Общие выводы: 
это точно не в последний раз, когда я устраиваю такое очищение организма. Возможно, что в следующий раз, я выберу более щадящую форму. Или, скорее всего, буду делать это чаще, но по 1-2 дня и на постоянной основе. 

Кроме этого, пришло полное понимание, как я буду проводить очистительный детокс-ретрит для моих клиентов этим летом. Точно не будет никакого фитнеса, лошадей, пробежек по утрам и голодания на воде или соках. 

Будет более щадящая программа, в период которой можно будет и спокойно войти в состояние очищения, и выйти из него. Зато точно будут ежедневные занятия по специальной йоге для тех, кто очищает организм голоданием. О подробностях я вскоре напишу тут на блоге и в группах. 

Доброго вам здоровья!

Дорогие мои! Спасибо, что читаете. Я безвозмездно делюсь с вами ценной информацией, и буду очень благодарна, если вы поделитесь этой статьей в своих соц.сетях или оставите комментарий.
P.S. Если Вам нужна индивидуальная консультация — обращайтесь! Подробности — тут.
Понравилась статья? Чтобы не потерять блог из виду, подпишитесь на новости! Это можно сделать в правом верхнем углу или став членом моих групп  ВКонтакте или на Facebook (ссылки также в правом столбце). 

4 комментария:

Денис Жук комментирует...

Интересная у вас диета, но щадящей и сбалансированной я бы ее не назвал. Я без жестких диет и голодания похудел за почти 5 месяцев на 40 кг., чувствую себя отлично, упадка сил не испытывал. О том, какими методами и секретами пользовался делюсь с читателями моего блога.

Unknown комментирует...

Денис, Вы, похоже невнимательно или неполностью прочитали статью. Я голодаю совсем не с целью похудения, а для ОЧИЩЕНИЯ организма. Это совершенно разные вещи. И как вообще голодание может быть сбалансированным - мне непонятно... Голодание по правилам ПОЛЕЗНО для организма. В посте есть краткое описание - почему именно. Рада, что у Вас есть блог и Вы его продвигаете с помощью комментариев, но иногда все же было бы полезно прочитать статью полностью перед тем как комментировать:-). Удачи Вам!

Анонимный комментирует...

Екатерина, здраствуйте. Очень интересный опыт. Я тоже Катерина, имею опыт случайного) 20 дневного голодания на воде. В связи с чем у меня к вам вот какой вопрос. Голодание, как я его себе понимаю это полный отказ от пищи. То есть калорий в организм поступает 0 и система пищеварения практически выключается. Забегая вперед, скажу, мне без опыта и специалиста потом было трудно ее запустить. Конечно в результате много плюсов которые Вы выше описали. Эйфория, киста размером с горошину рассосалась, кожа как у младенца вес - 13 кг, из главного вышла из полугодового депрессивного состояния. Вес почти весь вернулся к слову но вот самочувствие много лучше до сих пор (3месяца).
В вашем случае вы описываете, экстремально низкую по калорийности очистительную диету, где вместо 1000 калорий принимают 150 в день, что кстати, помоему мнению мешает уйти чувству голода. Я все время продолжала готовить домашним, не испытывал при этом голода и тяги к еде совсем. А возвращаясь к вопросу, он в следующем, что вы как специалист или Ваши педагоги, думаете о полном голодании, если да то о каких сроках и системе входа выхода. Выхода Особенно. И голод был из за ангины первые три дня, а потом втянулась, открылись чакры:) дзен вырос и все такое. Хотелось бы повторить с более разумных завершении. Заранее спасибо. Проти за анонимность, не получилось войти в свой акаунт.

Unknown комментирует...

Отвечаю по порядку:
Голодание - это не только ПОЛНЫЙ отказ от пищи. Даже суточный рацион с калорийностью в 1000-1200 калорий, это тоже вид голодания. Взрослому человеку положено от 2000 до 3000 килокалорий в день (зависит от уровня активности, веса, возраста, пола и т.п)
Что касается моего опыта, то у нас не было НИКАКОГО подсчета калорий. Мисо-Паста и другие соки-травы были призваны только усилить очистительные реакции, которые запускаются при ВСЕХ видах голодания.
То, что Вы скинули аж 13 кг за 20 дней, говорит о том, что вес скорее всего был действительно намного больше нормы. С другой стороны - это хороший признак. У некоторых организм так зашлакован, что даже за неделю без еды они не скидывают больше килограмма.
То, что вес набрался обратно - странно. Именно когда мы голодаем сжигается именно жир. А его не так легко накопить опять за такой короткий срок (13 кг за 3 месяца - это ОЧЕНЬ много). Обычно 1-2 кг может быть лишняя вода и содержимое кишечника.
Я сбросила за 4 дня 3 кг, из них вернулась только 200 грамм, прошло 2 недели).
Может Вы что-то неправильно ели или пили? Или набросились на еду слишком быстро? Не задумывались почему вес вернулся так быстро?
Что касается выхода из голодания, то я напишу в ближайшее время об этом целый пост прямо тут на блоге. Это ОЧЕНЬ обширная тема, и в комментарии на такой сложный вопрос не ответить.
Спасибо за Ваш вопрос!